ГлавнаяНовостиТранспортГородБизнесОбществоРаботаНедвижимостьАвтоАфишаОтдыхОбщение
Поиск на портале...

Почётные граждане

Почётные граждане города Екатеринбурга


 
Волович Виталий Михайлович

Прославленный уральский художник Виталий Михайлович Волович родился 3 августа 1928 года. Но случилось это вовсе не на территории нашего края, а на Дальнем Востоке - в Приморском крае. А еще точнее, в городе Спасске (том самом, в котором, как свидетельствует «По долинам и по взгорьям...», боевая песня начала 1920-х, проходили легендарные «штурмовые ночи» сражений Гражданской войны).
Впрочем, Виталий тогда был слишком мал, чтобы помнить риторику, окружавшую место его рождения. Из Спасска, который к тому времени получит «добавку» в названии - Дальний, они с мамой уедут в 1932 году в Свердловск.
О матери Виталия Михайловича, Клавдии Владимировне, следует сказать особо: она была творчески одаренным человеком, оказывавшим на сына огромное влияние до самой своей смерти, наступившей после тяжелой болезни в марте 1950 года.
К.В.Филиппова (урожденная Лутоцкая) - журналист и литератор. В Свердловске сотрудничала с газетами (в частности, с «Уральским рабочим») и литературным альманахом «Уральский современник», где печатались ее многочисленные статьи, очерки и рассказы. Ее повести в 1955 году выходили в нашем городе отдельным изданием. В архиве Объединенного музея писателей Урала хранятся рукописи К.В.Филипповой.
А отчимом будущего знаменитого книжного графика стал уральский писатель, критик и литературовед Константин Васильевич Боголюбов, как прозаик известный прежде всего своими повестями на темы исторического прошлого региона («Связанные крылья», «Атаман Золотой», «Грозный год» и другие), как исследователь литературы - своими работами о Д.Н.Мамине-Сибяряке («Певец Урала»), П.П.Бажове («Народный писатель»), А.П.Бондине и так далее. Так что в семье всегда был культ художественной литературы и чтения.
В годы Великой Отечественной войны на сценах СССР с большим успехом ставились пьесы К.В.Филипповой - «Костя- партизан» (шла в Свердловском ТЮЗе, в Тбилиси, в Улан-Удэ), «Синюшкин колодец» (инсценировка по сказам П.П.Бажова).
Сам же Виталий Волович в печально памятном для переживших это время 1943-м, опаленном всеми трудностями тылового быта на пределе возможностей воюющей страны, поступил в Свердловское художественное училище (СХУ).
И стоит ли удивляться, что воспитанный на изящной словесности и выросший в писательской среде выпускник СХУ 1948 года такое внимание начнет уделять книжной графике?
Виталий Волович с первых шагов своей трудовой биографии параллельно преподавательской - по распределению - работе в детской художественной школе будет сотрудничать со Свердловским книжным издательством.
... «"Кладовую солнца" издавали бесчисленное количество раз, и у меня стоят "Кладовые" всех размеров и цветов, но Ваша - лучшая»,- так в 1953 году напишет ему благодарный Михаил Михайлович Пришвин, оценив самобытный талант молодого иллюстратора. А тот последовательно набирал приемы мастерства, столь востребованного в Свердловске второй половины 1950-х, где бурно кипела творческая жизнь: проходили выставки и обсуждения, открывались новые журналы (в одном из них - «Уральском следопыте» - Виталий Михайлович активно сотрудничал).
В книжной графике рубежа 1950-1960-х годов (среди них - китайская сказка «Обезьяна и черепаха», «Калифаист» В.Гауфа, чешская сказка «Пастух и рыцарь», «Мансийские сказы», собранные М.Анисимковой, ненецкая сказка «Побежденный кит») проявились богатая фантазия художника , его «открытость миру "чужой" культуры», знание различных техник (от акварели и рисунка пером до линогравюры) и приемов работы над иллюстрациями. И конечно же, владение опытом искусства прошлого, включая типографику иных веков, исканий в области орнамента и шрифта.
Заниматься оформлением книг в нашем городе и обойти стороной ответственнейшую задачу - оформления «Малахитовой шкатулки» великого земляка - невозможно. И Волович предпринимает попытку собственного прочтения текстов Павла Петровича, подготовив издание из девяти сказов: расцвеченная печатная графика особым образом выстроенных сюжетных композиций на темы образного мира Бажова напоминала распил уральского самоцвета: то ли малахитового «королька с витушкой», то ли агатового «переливта».
Новым успехом Виталия Михайловича стали его работы для столичных издательств. В 1965 году московская «Художественная литература» на основе гравюр Воловича на картоне выпустила отдельной книгой романтические произведения А.М.Горького - «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике». Иллюстрации художника, сделанные на контрасте противостоящих друг другу символов, оказались удивительно органичны горьковскому самоощущению: в жизни есть место подвигу...
Звездным часом уральского графика стали разворотные иллюстрации к балладе Роберта Стивенсона «Вересковый мед» (1965), на Международной выставке искусства книги в Лейпциге удостоенные серебряной медали. Именно после этого Волович приобретает репутацию признанного у нас в стране и за рубежом активного интерпретатора классики: в трагических коллизиях прошлого (тексты Шекспира, Гете, Эсхила и других) он находит нынешнюю злободневность или всегда актуальную вечность.
Граница между добром и злом, проходящая через сердце человека, становится линией, где черное и белое встречаются на его офортах или литографиях, а то и вовсе - по воле рока - размываются, как это случилось в иллюстрациях художника к исландским и ирландским сагам (1968).
К этой поре критика и публика воспринимают его масштабные «иллюстрации» (а многие из них сложились в циклы) как вполне самостоятельные произведения, тяготеющие к монументальной живописи (триптих «Страх и отчаяние в Третьей империи» по Бертольду Брехту, 1970; триптих «Театр абсурда, или Метаморфозы фашизма» по мотивам пьесы Эжена Ионеско «Носороги», 1974; полиптих «Завоеватели», 1975).
Трагедийность бытия стоит в начале всех начал и в литографиях-иллюстрациях Воловича к воспроизведенной французским медеевистом Жозефом Бедье средневековой легенде - «Роману о Тристане и Изольде» (1972), награжденных в 1976 году на международной выставке в чехословацком Брно бронзовой медалью. Следующей работой, удостоенной авторитетной бронзовой медали на книжной выставке - теперь уже снова в Лейпциге (1982), станут иллюстрации к трагедии Гете «Эгмонт».
Тогда же Средне-Уральское книжное издательство навстречу приближающемуся 800-летию «Слова о полку Игореве» начнет подготовку подарочного издания, которое станет одной из лучших российских книг того времени и куда войдут семнадцать офортов Воловича (1982).
...Последние два десятилетия художник много работает в жанре пейзажа, выполненного акварелью, темперой или гуашью, как бы заново вглядываясь в облик ставшего родным города на Исети и его окрестностей. Это завершенная в виде серии листов работа, получившая свое книжное воплощение в альбомном двухтомнике В.М.Воловича «Старый Екатеринбург. Чусовая. Таватуй. Волыны». Автор вглядывается в следы прошлого на лице прошедшей через столетия истории своего города, отыскивает приметы уральской ментальности в привычных, казалось бы, для обывательского глаза пригородах столицы Урала.
Заслуженный художник России (1973), член-корреспондент и лауреат Золотой медали Академии художеств РФ (2007) Виталий Михайлович Волович был в 2007 году удостоен звания почетного гражданина Екатеринбурга.
Графические работы В.М.Воловича - украшение лучших музеев мира.


Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Почётные граждане

Соседние подразделы:
Телефонный справочник
Краткий телефонный справочник....
Почта
История
Символика
География
Общение на сайте
Работа
Открыть раздел Работа
Недвижимость
Открыть раздел Недвижимость
The LineAct Platform